Оккупация части Донбасса способствовала появлению новых форм торговли людьми
Торговля людьми относится к транснациональным видам преступности и занимает третье место в мире после торговли оружием и наркотическими препаратами. За последнее десятилетие годовой объем рынка незаконной миграции и торговли людьми достигал 42,5 млрд. долл. Сегодня эту проблему называют настоящим вызовом человечеству.
Для Украины она существенно обострилась после получения независимости. Но способна ли она преодолеть ее самостоятельно?
Недавно в Группу экспертов по вопросам противодействия торговли людьми ГРЕТА – мониторингового органа Совета Европы – была переизбрана на второй срок представительница нашей страны – президент ОО «Ла Страда-Украина», доктор юридических наук, профессор Катерина ЛЕВЧЕНКО. Мы встретились с ней как раз накануне очередного пленарного заседания ГРЕТА, чтобы выяснить, почему представители европейского государства попадают в современное рабство и каковы перспективы быстрого преодоления этого негативного явления.
— Каким образом выглядит ситуация с торговлей людьми в Европе?
— В 70-80-е годы прошлого столетия жертвами торговли людьми в Европе чаще всего становились представители азиатских стран. Но в 90-е годы ситуация существенно изменилась: после закономерного распада бывшего СССР и всего «социалистического лагеря» нелегальные рынки пополнили женщины, мужчины и дети из стран Восточной Европы. В частности, и Украины. По оценке Международной организации по миграции, за прошедшие 25 лет 160 тыс. украинцев пострадали от торговли людьми.
Людей принуждают к нелегальной миграции и продают в рабство с целью принудительного труда, сексуальной эксплуатации, для использования их органов, для вовлечения в уголовную деятельность и пр. И если сначала торговля людьми затрагивала преимущественно женщин, которых использовали, в частности, и в секс-индустрии, то постепенно ситуация менялась. И теперь жертвами этого преступления становятся и мужчины. Их чаще всего используют как бесправную рабочую силу и принуждают к совершению противоправных действий.
Европа активно реагирует на эту проблему, поскольку видит в ней серьезное нарушение прав человека и учитывает все сложные последствия, который могут быть затем. Поэтому и уделяет значительное внимание и борьбе с ней, и превентивным мероприятиям. В 2005 году была принята Конвенция Совета Европы по вопросам противодействия торговле людьми. Группа экспертов ГРЕТА как раз и создана для того, чтобы оценивать, каким образом ее положения выполняются в странах-подписантах Конвенции.
— Почему представительницу Украины избрали экспертом ГРЕТА?
— Знаете, мне очень хочется, чтобы мы здесь, в Украине, правильно оценивали наш путь евроинтеграции. Конечно, мы стараемся подтянуться к наивысшим стандартам в сфере демократии, защиты прав человека, управления, социального обеспечения. Но в то же время каждая страна, интегрирующаяся в европейское пространство, вносит свой неповторимый, уникальный опыт, свои возможности и ресурсы. Так вот, на сегодняшний день участие Украины в общеевропейских процессах является очень активным и оценивается очень высоко.
Конвенцию Совета Европы по вопросам противодействия торговле людьми ратифицировали 47 стран (не подписала и не ратифицировала Россия). Но в Группу экспертов ГРЕТА входит лишь 15 человек. И когда их выбирают, речь идет об очень профессиональных критериях. Представление на кандидатов готовит Министерство иностранных дел. Информация о них, биографии представляются заранее на сайте Совета Европы.
В этом году в конкурсе на 13 свободных мест в ГРЕТА принимали участие 44 кандидата из 27 стран. В соответствии с Конвенцией, каждый эксперт может быть избран не более двух раз. Меня избрали на эту должность уже во второй раз.
— В чем конкретно заключаются обязанности эксперта ГРЕТА?
— Каждая страна, ратифицировавшая Конвенцию, берет на себя серьезные обязательства. Она должна привести национальное законодательство в соответствие с положениями этого международно-правового акта и воплощать их в практической работе. Насколько ей это удается, должны оценить эксперты ГРЕТА.
На первый взгляд, речь идет о достаточно рутинной работе. У нас есть графики мониторинга, касающиеся конкретных стран. Соответственно собираем информацию, анализируем, видим недостатки, готовим отчеты и рекомендации для улучшения ситуации. Но каждый такой отчет включает информацию и о положительных практиках, интересном опыте, моделях, которыми можно воспользоваться на национальном уровне. Поэтому такая работа очень нужна.
Не все страны, ратифицировавшие Конвенцию, являются членами Совета Европы. Конвенция предусматривает такую возможность не для членов организации. Страны присоединяются к документу, чтобы иметь совершенные стандарты. Ведь в Конвенции заложены высокие стандарты и для помощи пострадавшим, и для координации работы, и для сбора информации, и для превентивной работы, и для наказания преступников. Одной из таких стран является Республика Беларусь. В этом году я была в составе мониторинговой группы Совета Европы, оценивавшей выполнение Конвенции в Беларуси.
— Когда проводился мониторинг ситуации с торговлей людьми в Украине и что он показал?
— Украина в большинстве случаев является страной происхождения пострадавших от торговли людьми. Уже в этом году представительство Международной организации по миграции в нашей стране оказало реинтеграционную помощь 491 лицу – тем, кто попал в современное рабство. В прошлом году таких было 740 человек. Это лишь верхушка айсберга, но и она показывает, что для нас эта проблема крайне острая.
Кроме того, Украина является и транзитной страной, и той, где происходит эксплуатация пострадавших (страной назначения).
Украина ратифицировала Конвенцию в 2010 году. А уже через год приняла закон «О противодействии торговле людьми». Вскоре Кабинет Министров разработал и утвердил ряд нормативно-правовых документов, которые детализировали те или иные положения закона.
Мониторинговый отчет ГРЕТА по Украине был обнародован в 2014 году. На момент его подготовки уже был аннексирован Крым, что нашло отражение в документе. А вот военный конфликт на Донбассе тогда еще не набрал обороты, его влияние на ситуацию не отметили.
Среди положительных моментов в отчете зафиксировали то, что в Украине начали предоставлять статусы лицам, пострадавшим от торговли людьми. Если в 2012 году таких было 13, то в следующем – 41. У таких людей появилась возможность получить материальную и другую помощь, которую недавно Кабинет Министров увеличил до трех прожиточных минимумов.
Отмечалась активная превентивная работа, привлечение общественных организаций и пр.
Среди проблем указывалась низкая эффективность судебного преследования и большая нестабильность в структурах, отвечающих за эту работу. В конце 2010 года проходила административная реформа, упомянутые структуры закрывались, реформировались, причем, часто достаточно неумело. Очень слабой была координация между разными структурами. Хотя противодействие торговле людьми требует четких и слаженных действий Министерства внутренних дел, Пограничной службы, Миграционной службы, социальных служб и других.
Что касается переквалификации дел в судах, малых (самых малых по статье) сроков наказания, то эта проблема также остается актуальной и сегодня.
Международные эксперты готовили свои выводы и рекомендации в сотрудничестве с украинскими участниками, с представителями государственных структур, общественных организаций, научных кругов. Поэтому они были понятны и актуальны для нас – фактически определенным планом действий.
— С тех пор прошло три года. Как можно охарактеризовать нынешнюю ситуацию с проблемой торговли людьми в Украине?
— Украина уже длительное время находится в состоянии военных действий с внешним агрессором. Часть ее территории аннексирована, часть оккупирована. И это, безусловно, налагает отпечаток на любые сферы жизни, даже в тех регионах, в которых военных действий нет.
Сегодня в стране почти 2 млн. внутренне перемещенных лиц (ВПЛ). Это создает не только проблемы этим людям, которые вынужденно оставили свои дома, но и новые вызовы для системы социальной защиты, медицинской сферы, для правоохранительных органов, учреждений образования. Все эти структуры были рассчитаны на обслуживание определенного количества населения, а теперь во многих городах и городках количество жителей возросло. Достаточно часто ВПЛ размещаются в приютах, предназначенных для лиц в сложных жизненных обстоятельствах, в том числе, и пострадавших от торговли людьми. И они теперь потеряли даже эту возможность защиты.
ВПЛ сегодня составляют наиболее уязвимую группу населения для торговли людьми. Многие из них доведены до отчаяния и легко поддаются на сомнительные предложения относительно получения работы, рискуя попасть в рабство.
События Майдана, война на Донбассе также содействовали появлению новых для Украины, но известных в мире форм торговли людьми. Это принудительный труд в военных условиях, принуждение к участию в военных формированиях, к роли информаторов и человеческого щита. На горячую линию ОО «Ла Страда-Украина» мы получали сообщения о случаях похищения с целью дальнейшей сексуальной эксплуатации. Есть факты использования детей незаконными военными формированиями на оккупированной территории. Мы имеем информацию, но у нас отсутствуют доказательства.
Относительно Майдана, то еще в конце 2013 года я опубликовала статью, в которой анализировала факт принудительного привлечения со стороны тогдашнего правительства и местных органов власти работников бюджетной сферы к участию в проянуковичевских митингах. Людей везли поездами из Луганской, Донецкой, Херсонской, Харьковской и других областей и АР Крым в Киев для участия в Антимайдане, и это была форма торговли людьми. На это, к сожалению, не обратили внимания правоохранители, но взгляд на эксплуатацию труда бюджетников через призму торговли людьми остается актуальным.
Касательно нынешнего времени, то правоохранительные органы Украины, к сожалению, не могут реагировать полноценно на преступления, совершающиеся на неподконтрольных территориях. Но должны собирать информацию, опрашивать возможных свидетелей для использования в будущем. Общественные организации, со своей стороны, также стараются собирать информацию, фиксировать ее, чтобы она стала основанием для соответствующего ее оценивания правоохранительными органами в будущем.
Что касается иностранных государств, где украинцы больше всего страдают от торговли людьми, то заметно сократилась, хотя и остается высокой, популярность Российской Федерации. Она в течение всего периода наблюдений была основной страной назначения для наших сограждан. Теперь усиливается восточное направление – Китай, Филиппины, Малайзия. Рискованным остается и южное направление – это Турция, Арабские Эмираты, Ливан. Здесь перспективы незаконного трудоустройства также могут привести к печальным последствиям.
— В СМИ появлялась информация, что украинских военнопленных используют на неподконтрольных территориях в каких-то домашних работах. Говорят, что некоторых даже вывозят за пределы Украины в рабство. Располагает ли такими фактами «Ла Страда» и констатируют ли их международные наблюдатели?
— Международные наблюдатели фиксируют такие факты. К нам на горячую линию (попутно напомню ее номер – 0800500335 или 336 с мобильных, бесплатно для звонящих) также обращаются с неподконтрольных территорий, и такая информация поступала. Другое дело, что информация есть, но нет доказательств. В принципе, не функция горячей линии собирать доказательства о тех по возможности, помочь.
— Много ли на горячую линию обращается пострадавших от торговли людьми?
— По сравнению с теми, кто пострадал из-за домашнего или гендерно обусловленного насилия, их намного меньше. В основном звонят те, кто собирается ехать работать за границу, по контракту или без него, и спрашивают, как обезопасить себя.
— Какие советы вы им даете?
— Есть стандартный набор правил, которыми не должен пренебрегать ни один человек, выезжающий на работу за рубеж. Во-первых, он не должен никому доверять своих документов. Документы, удостоверяющие личность, нужно держать при себе. При подписании контракта на работу или учебу нужно тщательно ознакомиться с его содержанием и оценить возможные риски. Нужно сообщить родным и близким о своем будущем месте пребывания за границей, оставить контактные телефоны и адрес. Рекомендуем также оставить дома копию своего заграничного паспорта, контакты и фото зарубежных друзей, иметь телефон горячей линии.
А еще необходимо узнать о контактных телефонах украинских посольских или консульских учреждений в стране будущего пребывания и иметь их под рукой. Также узнать о работающих там украинцах, ведь они чаще всего оказывают помощь нашим согражданам за рубежом. А еще учесть то, что в зарубежных странах активно работают неправительственные организации, которые помогают тем, кто попал в сложное положение. Узнайте заранее об их контактах, они могут пригодиться.
— Какие действия должна предпринять украинская власть, чтобы уменьшить остроту проблемы торговли людьми?
— Основная причина существования торговли людьми – это экономическая ситуация в стране. Люди ищут заработок, чтобы обеспечить себя и семью. Не случайно среди пострадавших от торговли людьми достаточно высок процент тех, у кого есть семьи. В Украине вообще сложилась парадоксальная ситуация: в отличие от других стран, где бедствуют безработные, у нас на грани выживания оказываются люди, имеющие работу, в том числе, в государственных учреждениях, и получающие зарплату. И среди тех, кто попадает в современное рабство, значительная часть людей с техническим и даже с высшим образованием.
Среди других причин можно назвать невысокую правовую культуру населения. Часто люди, выезжающие на работу за рубеж, не знают своих прав, не знают языка, не знают системы организации тамошних общественных институтов, нередко находятся там нелегально. И когда возникают проблемы, боятся обращаться в полицию, ведь полиция обязательно депортирует. Хотя та же Конвенция Совета Европы предусматривает, что если лицо признано пострадавшим от торговли людьми, его не могут сразу депортировать.
Поэтому украинская власть должна заботиться об экономическом развитии, о возможности создания собственного бизнеса, повышения минимальной заработной платы. Это будет иметь положительные результаты для противодействия торговле людьми.
Посмотрите на пример Польши, Чехии. В середине 90-х годов они были среди основных стран происхождения, транзита пострадавших от торговли людьми в странах Западной Европы. Уже в начале 2000-х годов ситуация резко изменилась. Там произошли экономические реформы, экономический рост, присоединение к ЕС. Из стран, откуда выезжают, они превратились в страны, куда приезжают.
Вместе с тем, должен быть более жестким контроль над структурами, фирмами, занимающимися трудоустройством и в Украине, и за рубежом. Использование услуг пострадавших от торговли людьми должно быть криминализировано.
— Уменьшит ли безвизовый режим для Украины остроту проблемы с торговлей людьми?
— Скажу сразу, да. Есть опыт стран – наших соседей – Польши, Чехии, Болгарии, Румынии. В прошлом году безвизовый режим получила Молдова. Я была недавно в Молдове и говорила с представителями этой страны. Безвизовый режим не увеличил количества пострадавших от торговли людьми.
Но также нужно понимать, что наличие безвизового режима – это еще не право легально работать во всех странах Европейского Союза. Это возможность путешествовать, выезжать, но это не одно и то же.
Вместе с тем, страны Европейского Союза не являются основными, в которых эксплуатируются украинцы. Все-таки европейские меры по противодействию торговле людьми, работа Европола, правоохранительных органов в каждой стране, реализация той же Конвенции Совета Европы и пр. – все эти мероприятия дают положительные результаты.
Поэтому хотелось бы, чтобы интеграция Украины в Европу помогла нам также преодолеть проблему торговли людьми.
Владимир ДОБРОТА,
Национальный пресс-клуб «Украинская перспектива»